Проект выполнен при финансовой
поддержке департамента правительства США по вопросам международного
образования (программа JFDP).
Авторы благодарят преподавателя рисования Кети Ляска, а также Кети Макгваейр за помощь
в организации и проведении исследования.
* * * Дети
- это будущее общества, его экономика, политика и искусство. Это будущая
стабильность или нестабильность социальной системы. Это будущее поколение
граждан. Изучение политической картины мира детей помогает не только
понять, как представляют дети политику, но и найти ответы на некоторые
теоретические вопросы, касающиеся как универсальных механизмов процесса
политической социализации, так и их особенностей в различных политических
системах.
Целью нашего исследования было
изучение политической картины мира детей младшего школьного возраста
в стабильной политической системе (исследование проводилось в США
накануне выборов Президента в 2000 году).
Методология и методика исследования
Изучение политической социализации
является областью междисциплинарных исследований. И наш проект -
наглядный пример тому.
Следуя традиции системного анализа
политики, мы рассматриваем процесс политической социализации как
одну из основных функций политической системы, направленную на формирование
политической поддержки.
Под политической социализацией мы понимаем процесс, посредством
которого политические нормы и модели поведения, приемлемые в существующей
политической системе, передаются из поколения в поколение. [1]
Таким образом, политическая социализация предполагает передачу ценностей
политической культуры от одного поколения к другому. Анализируя
результаты политической социализации, мы использовали концепцию
политической культуры, изложенную в работах Алмонда, Вербы и их
коллег. [2]
В современной политической психологии
убедительно доказано, что стресс системы уменьшается, если граждане
принимают предложенные им системой правила игры без сопротивления
и добровольно, постепенно и с раннего возраста. Политические установки
взрослых являются конечным продуктом предыдущего научения и определяют
поведение. [3]
Для обоснования выбранной нами методологии важно отметить еще один
тезис, выдвинутый Истоном [4]:
человек будет оказывать политической системе поддержку в зрелом
возрасте в том случае, если его отношение к системе было в детстве
окрашено позитивно. Детская политическая картина мира, которая,
конечно, не совпадает в деталях с вновь приобретенными убеждениями.
Но базовые ценности поддержки остаются и проявляются в лояльности
к власти, в доверии к государству, в симпатии к национальному флагу,
в идентификации со своей страной.
Результаты первичной политической социализации зависят от социального
статуса семьи. Степень поддержки политической системы среди детей
среднего класса и детей из других социальных и этнических групп
различна. [5]
Наш выбор возраста респондентов
(9 - 11 лет) объясняется тем, что именно младший школьник впервые
становится субъектом отношений "ребенок - общество". Школа является
одним из важнейших институтов политической социализации и "правда
состоит в том, что в любой школе невольно пропагандируются политические
ценности" [6].
Политическая социализация является
частью процесса развития мышления и интеллекта ребенка. В выборе
методики для нашего исследования мы опирались на концепцию Жана
Пиаже [7]
о стадиях развития интеллекта ребенка. Исследуя процесс социализации
детей, и политической социализации в частности, исследователь сталкивается
с проблемой выбора адекватного метода исследования. Мы предлагаем
использовать в качестве метода исследования - метод контент-анализа
детских рисунков.
Изложенные выше теоретические
положения позволили нам выдвинуть следующие рабочие гипотезы:
(1) в возрасте 9 -11 лет младшие школьники уже знакомы с
государственной и политической символикой,
(2) они также имеют в общем виде представление о ролевой
структуре политики,
(3) дети представляют политический процесс как совокупность
нескольких сюжетов,
(4) существуют гендерные и возрастные (между 9 и 11 летними)
различия в политической картине мира младших школьников.
Необходимо отметить, что мы
не являемся пионерами в контент-анализе детских рисунков, посвященных
политической проблематике. Исследовательская группа факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного университета проводила исследование
отношения детей к выборам в Государственную Думу Российской Федерации
в Санкт-Петербурге и некоторых городах Ленинградской области. Они
еще не опубликовали полностью свои результаты, но материалы, которые
можно найти на сайте факультета [8],
позволяют предположить возможность сравнения результатов наших исследований
в будущем.
Наше исследование проводилось
в двух начальных школах города Терра Хот, Индиана, США: Fuqua School
(1111 Wheeler, Terre Haute, Indiana) и Hoosier Рrairie, (2800 W
Harlan Dr, Terre Haute, Indiana), накануне выборов Президента США
(23 и 27 октября 2000 года). В качестве респондентов выступали учащиеся
двух четвертых и трех пятых классов, всего 116 человек, из них 51
мальчик и 65 девочек в возрасте 9 - 11 лет.
Рисунки детей (всего 116) были
подвернуты контент-анализу. Предметом исследования была картина
политического мира описанной группы детей младшего школьного возраста,
объектом исследования - детские рисунки. Единицами анализа выступали
отдельные элементы рисунков, например, флаг США, кандидат в президенты,
избирательный бюллетень.
На первом этапе каждый рисунок
был разбит на единицы анализа вне зависимости от того, связаны ли
они с политикой, или нет. Таким образом, мы получили набор из 55
единиц. Затем мы сгруппировали полученные единицы анализа, выделив
категории, собственно несущие политическую нагрузку (таковых оказалось
17) и не несущие политической нагрузки. Для дальнейшего анализа
из группы единиц, несущих политическую нагрузку были выбраны только
те, которые использовались в рисунках более чем 10% детей.
В соответствии с выдвинутыми
гипотезами, при анализе учитывались также демографические данные
(пол, возраст, этническая принадлежность).
Для того, чтобы определить структуру
связей между элементами, которые наиболее часто встречались в рисунках
детей, и, таким образом, найти типичные сюжеты, мы использовали
иерархический кластерный анализ. Анализ был применен по отношению
к переменным (единицам анализа), а не к объектам (рисункам как таковым).
В качестве метода кластерного
анализа мы использовали метод Варда (агломеративную [9]
процедуру иерархического кластерного анализа), основанный на предположении
о том, что с уменьшением количества кластеров от k к k-1, k-2, …,
1, группировка все более отличных объектов приводит к все менее
точной информации. На каждом этапе процедуры целью является формирование
группы таким образом, чтобы квадрат впутри групповых отклонений
от группового среднего был минимальным. Функция определяется через
сумму квадратов внутригрупповых отклонений. Каждый шаг предполагает
рассмотрение всех возможных пар (N(N-1)/2) и отбор пары, для которой
значение функции наименьшее [10].
Структура связей, полученная
методом иерархического кластерного анализа, была подтверждена одноуровневым
кластерным анализом (K-Means Cluster), который был проведен с целью
определения принадлежности объектов (рисунков) к определенным кластерам
(т.е. одноуровневый кластерный анализ был проведен по отношению
к рисункам, а не по отношению к единицам анализа). Первоначальные
центры кластеров были определены нами на основании иерархического
кластерного анализа. Мы использовали итеративную процедуру, которая
подбирает кластеры с дальнейшими поисками оптимизации первоначально
определенного решения. В дополнение к кластерному анализу, мы проанализировали
таблицы частот для того, чтобы определить наиболее типичные элементы,
а также возможные различия между рисунками разных групп детей.
Интерпретация результатов.
Проведенный анализ позволяет
нам описать политическую картину мира исследованной группы младших
школьников следующим образом.
Политические символы.
Дети знакомыми успешно используют
для описания политики государственную и политическую символику:
государственный флаг
, изображения Капитолия и Белого дома, статуи
Свободы , Орла, Слона и Осла как символов политических партий, портреты
бывших президентов страны (Вашингтона, Линкольна, Клинтона). Политическая
и государственная символика присутствует в 76 рисунках, что составляет
65.5% выборки.
Наиболее узнаваемым и часто
встречающимся в рисунках государственным символом является флаг,
он был использован в 59.5% рисунков. Согласно результатам кластерного
анализа, исследуемая группа детей воспринимает этот символ достаточно
абстрактно, также однозначно связывая его с атрибутами власти или
результатом борьбы за власть.
Ролевая структура политики.
Подтвердилась выдвинутая нами
гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста представляют
себе политику как поле деятельности нескольких акторов, играющих
присущие им политические роли. В представлении детей этого возраста
ролевая структура политики такова:
(1) кандидаты, ведущие борьбу за власть (в эту категорию
вошли как персоналии - Джорж Буш и Альберт Гор, так и безымянные
персонажи) были изображены на 41.4% рисунков;
(2) народ, люди, к которым эти кандидаты обращаются, присутствуют
на 44.8% рисунков;
(3) другие участники избирательного процесса (избиратели,
наблюдатели на выборах, активисты агитаторы) были изображены 18.1%
детей.
Результаты кластерного анализа
позволили нам выделить два основных сюжета, в рамках которых исследуемая
группа детей осмысливает политику: (1) предвыборная борьба и (2)
процесс голосования [11].
Несомненно влияние как средств массовой информации, так и личного
опыта на появление этих сюжетов. Предвыборная борьба изображена
как процесс дебатов (в 16.4% рисунков), или как предвыборные митинги
(24.1%), при этом наиболее часто сопровождающими этот сюжет элементами
являются: кандидат (41.1%), призыв голосовать за конкретного кандидата
или анонимный призыв голосовать (36.2%), микрофон или телекамера
(30.2%).
Процесс голосования дети этого возраста представляют себе наиболее
детально и реалистично, это можно объяснить тем, что, во-первых,
родители берут их с собой на избирательные участки во время выборов,
во-вторых, тем, что накануне выборов в школах проводятся специальные
занятия в рамках предмета "Социальные науки". В качестве участников
этого процесса дети выделяют избирателей, наблюдателей (представителей
двух партий) и активистов, призывающих голосовать. Необходимо отметить,
что осознание такой юридической нормы как запрет агитации на избирательных
участках, на детских рисунках полностью отсутствует, что согласуется
с описанными выше теоретическими положениями и возрастными особенностями
исследуемой группы детей.
Некоторые полученные данные
можно интерпретировать как иллюстрацию положения о том, что особенностью
детских представлений о мире в этом возрасте является переход от
общей эгоцентричности (используя терминологию Пиаже) к децентрализации.
Так, например, политика на 11% полученных нами рисунков представляется
детьми через призму их семейных отношений. Дети изображают место
работы родителей и свою школу, украшая эти здания государственными
флагами. Незначительный объем выборки не позволил нам найти существенных
различий в политической картине мира мальчиков и девочек. Символика
и основные ролевые сюжеты практически в равной степени представлены
в обеих группах. Хотя, можно отметить некоторые раз-личия в деталях,
которые сопровождают основной сюжет рисунков. Так, например, рисунки
мальчиков чаще содержат такие дополнительные элементы как машины
(4 рисунка), девочки чаще иллюстрируют политический сюжет изображением
солнышка (7 рисунков), облаков (5 рисунков) или звезд (6 рисунков).
На рисунках девочек можно чаще встретить половую дифференциацию
(изображенные люди определенно или мужчины или женщины на 12 рисунках
девочек и на 1 рисунке, сделанном мальчиком). Девочки чаще отображали
на своих рисунках партийную принадлежность кандидатов (6 рисунков
и всего 1 - мальчик), упоминая партийные форумы (Конгресс Демократической
или Республиканской партий), зато мальчики чаще использовали для
партийной идентификации принятые символы - слона и осла (5 рисунков
мальчиков и 1 - девочки), а также чаще изображали Белый Дом и Капитолий
(6 рисунков мальчиков и 1- девочки).
Политические аттитьюды.
О наличии политических аттитьюдов
в исследуемой группе детей можно говорить достаточно осторожно.
Для анализа мы брали отдельную переменную, в которой фиксировали
позитивное отношение к одному из кандидатов (Гору или Бушу), либо
отсутствие какого-либо отношения. Позитивное отношение фиксировалось,
если на рисунке преобладали призывы голосовать за одного из кандидатов,
либо рисунок иллюстрировал празднования по поводу уже состоявшейся
победы одного из кандидатов. Рисунков, в которых таких предпочтений
не зафиксировано, оказалось большинство - 88 рисунков или 75.9%,
на 7 рисунках мы обнаружили проявление симпатии Гору (6%), и на
21 рисунке - поддержу Бушу (18.1%). Можно предположить, что обнаруженные
политические предпочтения являются отражением политических взглядов
родителей и особенностей региональной политической культуры. Известно,
что Индиана традиционно республиканский штат. Однако, на наш взгляд,
этот тезис требует более глубокого исследования.
Мы получили лишь один рисунок,
который можно однозначно интерпретировать как негативное отношение
к политике. Автором рисунка был мальчик, афроамериканец, который
нарисовал Американский флаг простреленный в 4 местах и под ним два
пистолета. Когда его попросили объяснить содержание, он ответил,
что это простреленный флаг, потому что идет "гражданская война между
Севером и Югом". Учительница попросила его нарисовать еще что-нибудь,
и он продолжил этот сюжет, нарисовав повешенного, убитого, раненого,
стреляющих друг в друга людей. Однако этот рисунок, хоть и является
показательным примером негативного отношения к политической системе,
обусловленного прежде всего социальным статусом семьи (безработные
родители), на наш взгляд, не может рассматриваться больше, чем пример.
Эта проблема требует дополнительных исследований.
Итак, проведенный нами анализ
подтвердил первоначальные гипотезы о знании младшими школьниками
политической и государственной символики, что говорит о начале формирования
государственной идентификации. Подтвердилась также гипотеза о существовании
ролевой структуры политического мира в сознании младших школьников,
мы также смогли определить основные политические роли, которые известны
детям этого возраста и сюжеты, с которыми дети связывают эти роли.
Гипотеза о существовании политических аттитьюдов, на наш взгляд,
требует более глубокого исследования. Гипотезы о существовании существенных
возрастных различий (между детьми 9 и 11 лет) не нашли подтверждения
в нашем исследовании, что мы объясняем, в первую очередь незначительным
объемом выборки.
В целом, мы считаем, что предложенный
метод может быть продуктивным для анализа особенностей и промежуточных
результатов процесса политической социализации детей младшего школьного
возраста.
Одним из направлений дальнейшей
работы по этой проблематике, на наш взгляд, могут быть также сравнительные
исследования процесса политической социализации в различных типах
политических систем, а также в различных качественных состояниях
политической системы.
|